“Отраслеобразующие” компании в России

Отраслеобразующие – это, наверное, не самый удачный термин, но лучшего я с ходу не нашел. О чем я? А собственно о компаниях, которые помимо собственного будущего делают что-то и для развития отрасли вцелом.

На самом деле развивать отрасль можно по-разному. Можно это делать одним своим существованием – предоставля рабочие места.

Однако я немного о другом, о результате которым может воспользоваться (и пользуется) вся отрасль. В ИТ (если говорить о программировании), я знаю два вида такого вложения:

  • открытие кода (а точнее совместная работа над проектами с открытм кодом – ибо просто выложенный открытый код, это как правило, код отправленный в мусорную корзину)
  • участие в обсуждении и принятии отраслевых стандартов

Вот о последнем я и хотел бы поговорить подробнее.

Долгое время я принимал как должное что в мире существует куча доступных стандартов (на форматы, протоколы, библиотки, …) и даже возмущался, обнаруживая, что часть стандартов предоставляется платно.

Сейчас-то я прекрасно предствляю что такое подготовка (и согласование со всеми заинтересованными участниками!) даже не очень сложного стандарта, типа ГОСТ Р 53989-2010 (это стандарт обмена электронными документами и сопровождающей информацией между компаниями) – это много сил и времени, а значит весьма не дешевая операция.

Но вот что интересно – для западных компаний, несмотря на острую конкуренцию, является вполне нормальной практикой совместная работа над отраслевыми стандартами. Например, посмотрите на работу технических коммитетов OASIS, w3.org и ECMA (а это дай бог сотая часть всевозможных отраслевых организаций) – там собираются представители компаний-конкурентов и спокойно (ну может не очень спокойно) принимают сложнейшие технические решения.

А что в России?

На сегодня я знаю, что несколько российских компаний-производителей СКЗИ подготовили совместный документ по использованию крипто-алгоритмов из российского ГОСТа в нескольких международных протоколах (подписи, аутентификации, …), но на сколько я знаю документ так и остался не принятым.

Еще есть ряд инициатив компании ЭОС (документооборот) по переводу и адаптации международных стандартов. а также выработке внутрироссийских (http://www.pk6.eos.ru) – но они действуют практически в одиночку, т.к. другие производители систем документооборота не спешат тратить на это свои средства.

Может быть я чего-то не знаю и на самом деле примеров полезного внутриотраслевого взаимодействия у наших компаний-разработчиков на много больше? Или просто в наших компаниях еще не изжит страх отдать свое “честно нажитое” конкурентам?

This entry was posted in Бизнес и ПО. Bookmark the permalink.

Leave a Reply

